КЕЙС
Автоматизация ФССП без лишних затрат — кейс А–ДЕНЬГИ
Компания, А ДЕНЬГИ, один из лидеров на рынке микрофинансирования, автоматизировала процесс взаимодействия с Федеральной службой судебных приставов (ФССП) через официальное API Госуслуг.
Разбираем историю автоматизации и показываем результаты пилота.

Микрокредитная компания А–ДЕНЬГИ

А-ДЕНЬГИ работает на российском рынке более трех лет. За относительно короткий период компания вошла в число лидеров по объему выдачи микрозаймов.

Результаты деятельности за три года:

  • выдано более 10 млн. займов;
  • численность клиентов превысила 3,5 млн. человек;
  • в августе 2025 года объем выдачи составил свыше 7 млрд. рублей, что является одним из наиболее высоких показателей на рынке.

Судебное взыскание задолженности в компании организовано по конвейерному принципу.

Ежемесячно один сотрудник с учетом уровня автоматизации А-ДЕНЬГИ может обработать до 10 тыс. заявлений о выдаче судебного приказа, тогда как у конкурентов один сотрудник сопровождает не более 1−2 тыс. в месяц. Процесс сопровождения взыскания задолженности в службе судебных приставов находится на начальной стадии автоматизации. По факту дела сопровождаются вручную и один сотрудник может качественно обработать не более 3−5 тыс. исполнительных производств в месяц.

Вместе с объемом выдачи займов накопительным итогом растут и объемы взыскиваемой задолженности на судебной стадии. В связи с этим компания поставили себе цель максимизировать усилия на взыскании задолженности на судебной стадии, минимизируя при этом ручной труд и сокращая внутренние расходы.

Проблема сопровождения исполнительных производств

К моменту пилота в производстве Федеральной службы судебных приставов находилось около 150 тыс. исполнительных производств (ИП). Их сопровождение стало серьезной нагрузкой.

  • Для обработки такого объема требовалось расширение штата еще минимум на 15 дополнительных сотрудников.
  • Расходы на почтовую корреспонденцию продолжали расти — каждое отправление обходилось в 30−50 рублей.
  • Контроль за каждым исполнительным производством оставался ограниченным (невозможно было отследить действия приставов и перспективы взыскания).
  • Увеличение госпошлины сделало процесс взыскания ещё более затратным.

А-ДЕНЬГИ поставила задачу не только сохранить лидерство по объемам выдачи, но и выйти в лидеры по эффективности взыскания.

Выбор решения для автоматизации работы с ФССП

Поиск вендора начался с мониторинга рынка систем автоматизации взыскания. Компания провела переговоры с ключевыми игроками и пригласила лучшие решения к пилотированию. Отбор осуществлялся на конкурсной основе.

Каждый участник в пилоте работал с портфелем в 5 тыс. исполнительных производств в течение трех месяцев.

Критерии оценки включали:

  • показатель Recovery Rate (отношение взысканной суммы к общей задолженности);
  • опыт работы на рынке, рекомендации и уровень доверия;
  • индивидуальный подход к стоимости услуг.

В числе участников конкурса оказалась система Взыскатор, разработанная компанией Агредатор.

Сервис для работы с ФССП

Агредатор — участник проекта «Сколково», имеющий опыт работы с такими крупными клиентами как «Защита Онлайн», «АльфаСтрахование», Объединенное кредитное бюро, а также более 50 МФО/МКК и профессиональными коллекторскими организациями.

В 2023 году мы запустили систему ЭДО с ФССП, которая позволила компаниям не только автоматизировать всю рутину по взаимодействию с ведомством, но и в 2 раза увеличить сборы просроченной задолженности без необходимости расширения штата.
Ключевые преимущества сервиса Взыскатор:
  • интеграция через API Госуслуг: система позволяет автоматически загрузить все активные исполнительные производства по ИНН компании — сотрудникам больше не придется заводить реестры руками; 

  • круглосуточная работа 24/7: заявления отправляются автоматически с учетом технических ограничений ФССП, можно поставить очередь и спокойно уйти на выходные;

  • увеличение скорости обработки ИП в четыре раза: кейсы подтвердили кратное ускорение работы каждого сотрудника за счет автоматизации рутины и исключения ошибок при ручном вводе;

  • актуальные данные по всем исполнительным производствам в режиме реального времени — наши клиенты получают данные напрямую из ФССП и больше не тратят деньги на почтовые отправления и личные визиты в ведомство.
На момент пилотного проекта с А-ДЕНЬГИ в сервисе уже обрабатывалось более 6 млн исполнительных производств и ежедневно формировалось около 300 тыс. запросов.

Взыскатор имеет большой потенциал масштабируемости — при кратном увеличении количества обрабатываемых ИП, сервис работает без сбоев. Такую стабильность обеспечивает интеграционная платформа Агредатор, на базе которой и построен сервис. Так система выдерживает пиковые нагрузки до 161 запроса в секунду. Агредатор неоднократно показывал устойчивость к нагрузкам промышленных масштабов: архитектура решения и возможность масштабирования обеспечивали стабильную работу под пиковыми спросами в высоконагруженных системах Пенсионного фонда РФ, Объединенного кредитного бюро и других крупных организаций.

Автоматизация ФССП без лишних затрат

Пилотирование началось в феврале 2025 года. Для старта Заказчику нужно было подготовить данные из Единого портала государственных услуг, предоставить соответствующие доступы — и можно приступать к работе.
Дорожная карта тестирования

С момента договоренности о пилотировании до момента, когда мы уже в своем личном кабинете увидели наше исполнительное производство, прошло 2-3 недели. Нам не понадобилось никаких интеграций и сложных вещей, достаточно было подписать договор и через Госуслуги предоставить необходимое разрешение, чтобы наши сотрудники начали работу в системе, а команда Взыскатора загрузила исполнительные производства по ИНН.


В любой крупной компании с большим количеством IT-систем, различные доработки могут длиться реально месяцами. С хорошим решением и качественным вендором это можно сделать быстро, и как результат — поднять эффективность взыскания и сэкономить косты.

— Иван Дмитров, руководитель центра взыскания А ДЕНЬГИ

В рамках эксперимента каждый вендор, а также собственный отдел взыскания А-ДЕНЬГИ, обрабатывали портфель из 5 тыс. однотипных дел.
Результаты трехмесячного тестирования сервиса «Взыскатор»:

  • автоматизация позволила увеличить эффективность на 10% по сравнению с ручной обработкой;
  • встроенные фильтры обеспечили возможность быстрой сегментации дел и автоматической отправки заявлений в несколько кликов;
  • в ходе теста, совпавшего с введением ограничений на отправку заявлений в ФССП, в системе была оперативно реализована функция отправки 24/7.
Финансовые показатели до внедрения:

  • расходы: 4,5 млн руб./мес. (сотрудники и почтовые расходы);
  • сборы: 110 млн руб./мес.;
  • чистые сборы: 105,5 млн руб./мес.
После внедрения сервиса:

  • расходы: 0,9 млн руб./мес. (сотрудники и сервис);
  • сборы: 115 млн руб./мес.;
  • чистые сборы: 114 млн руб./мес.
Сравнительная таблица результатов
Заказчик оценил годовой экономический эффект, который он получит при переводе всего портфеля ИП в сервис Взыскатор. Так по расчетам компания потенциально в год сэкономит до 100 млн рублей, благодаря сокращению расходов на наем дополнительных сотрудников и почтовые отправления.

Во время пилота и сейчас ребята достаточно клиентоориентированы, хотят слышать нас и воспринимают все наши предложения, как повод к действиям. Мы говорим, вот это неудобно, вот здесь так будет эффективнее, вот здесь нужен такой-то отчет, вот здесь ссылка. Они это воспринимают как обратную связь, модернизируют и распространяют это на всех пользователей.


Если вы самостоятельно разрабатываете автоматизацию внутри своей компании, то не получите ноу-хау и бенчи от конкурентов. Когда весь рынок использует общий сервис, вы можете расти и увеличивать свою эффективность взыскания.

— Иван Дмитров, руководитель центра взыскания А ДЕНЬГИ

Не только автоматизация запросов ФССП

Важно подчеркнуть, что Взыскатор — это не только инструмент для автоматизации запросов в ФССП. Система решает задачи полного цикла управления судебным и исполнительным взысканием:
  • формирование и подача процессуальных документов в электронном виде;
  • контроль статусов дел и событий в режиме реального времени;
  • приоритизация должников с помощью различных фильтров;
  • встроенная аналитика и отчетность для оценки эффективности;
  • масштабируемость для обработки сотен тысяч исполнительных производств без увеличения штата.
Таким образом, сервис Взыскатор позволяет комплексно сопровождать взыскание на судебной стадии — от подачи документов до аналитики и стратегического управления. Сейчас продукт в стадии интеграции с другими государственными системами – ГАС Правосудие, ЕФРСБ, КАД Арбитр, Госпочта , чтобы получать более полные данные о должниках, например, банкротство или уход из жизни.
Протестируйте сервис бесплатно с загрузкой всех ваших ИП